9 апреля 2017 года в Шанхае прошел второй этап чемпионата мира Формула 1.
Предыдущий Гран При в Австралии подарил нам надежду, что в этом году мы увидим борьбу между заводскими командами Mercedes и Ferrari. И трасса в Китае должна была расставить все точки над «i».
Автодром, построенный в 2004 году, изначально проектировался для проведения Гран При Формулы 1. Как и все творения Германа Тильке (придворного архитектора королевы автоспорта), трасса довольно широкая, с длинными прямыми и скоростными поворотами — именно то, что необходимо для современных болидов. Однако в этот раз командам спутала карты погода.
В пятницу, когда команды подбирают базовые настройки и начинают тренироваться на гонку, шел дождь. В первой сессии только 14 пилотов смогли показать хоть какое-то время, а вторую сессию отменили вообще. Это было связано с тем, что по правилам Формулы 1проводить заезды запрещено, если медицинский вертолет не может подняться в воздух. И если над трассой погода еще позволяла взлететь, то в самом Шанхае стоял сильный туман и, в случае необходимости, вертолет просто не смог бы приземлиться возле госпиталя. Под угрозой оказалась даже сама гонка – прогноз на воскресенье обещал похожую погоду, и организаторам пришлось решать непростое уравнение с множеством переменных. Перенести гонку на субботу (когда дождя не ожидалось) – слишком рискованно. В сотнях контрактах со спонсорами и телеканалами оговорено, что гонка состоится в воскресенье. Конечно, есть всякого рода форс-мажоры: цунами, землетрясения и т.д., но туман на форс-мажор отнюдь не тянет. Тем более в Шанхае, где даже в ясную погоду круглый год стоит смог. В итоге решение было найдено: в местный госпиталь, недалеко от трассы, перевезли все необходимое оборудование. Полиция в свою очередь гарантировала, что в случае необходимости, скорая помощь доберется до госпиталя в течение 20 минут (требование FIA) и для этого выделили отдельную полосу движения.
В субботу, как и ожидалось, погода улучшилась. В третьей тренировке (де-факто первой) пилоты Ferrari возглавили протокол, Mercedes’ы уступили полсекунды, остальные — полторы и более. Впрочем, радовались красные не долго – в квалификации Хэмильтон и Боттас включили волшебный режим работы двигателя. Поговаривают, что в таком режиме они могут проехать не более пяти кругов, но для квалификации достаточно и одного. «Хэм» выиграл, а вот Боттас уступил вторую позицию на старте Феттелю – двух пилотов разделили одна тысячная секунды! За ними расположились Райкконен и Риккардо. А вот второму Red Bull’у не повезло – на машине Макса Ферстаппена возникли проблемы с зажиганием. Молодой голландец очень старался, но терял слишком много на прямых, в итоге только 19 время. Но очков в субботу, в Формуле 1 не дают…
Воскресный дождь оказался не таким продолжительным, как в пятницу и к моменту старта трасса подсохла. На стартовой прямой все еще было влажно, а вот остальная часть трассы была почти полностью, сухой! Когда механики сняли термочехлы с колес, то оказалось, что почти все пилоты на «промежуточной» резине. Все кроме одного: Карлос Сайнс из Toro Rosso стартовал на сликах. Очень здорово, когда команда доверяет своему пилоту, а не идет на поводу большинства. К Карлосу мы вернемся чуть позже, а пока поговорим о лидерах.
На старте в лидирующей группе только одно изменение – Риккардо прошел Райкконена по внешнему радиусу уникального первого поворота шанхайской трассы. А вот дальше началось все самое интересное – события с 2-го по 4-й круг, во многом предопределили ход гонки. На первом круге в результате столкновения с Пересом, вылетел дебютант этого сезона Лэнс Стролл. С небольшой задержкой, на втором круге, дирекция гонки таки объявила режим виртуального автомобиля безопасности – все пилоты обязаны были сбросить скорость. Этим тут же воспользовался Феттель – Себастьян повернул в боксы. Практически все пилоты, идущие за ним, последовали примеру немца. На третьем круге режим VSC убрали, и оказалось, что трек достаточно подсох для сликов. Доказательством этому служил лучший круг Нико Хюлькенберга. Первая пятерка ехала на промежуточных шинах, и было понятно, что долго они не протянут. Хэмильтону, Боттасу, Риккардо, Райкконену и Ферстаппену (блестяще стартовавшему с 16го места!) нужно было благодарить Антонио Джовинаццы. Молодой итальянец, заменяющий в Sauber травмированного Паскаля Верляйна, разбил свой болид на влажной старт-финишной прямой, и сотни мелких обломков усеяли трассу, что означало только одно – выезд уже реального автомобиля безопасности. Это дало возможность всей топ-пятерке переобуться в «сухую» резину с минимальной потерей времени. Смелая, и самое главное, правильная тактика обернулась на Себастьяна бедой – после пит-стопов лидеров он занимал только шестое место. Разве что второй пилот Mercedes упростил немцу жизнь — следуя за автомобилем безопасности, Вальтери Боттас прогревал свои шины и перестарался — его развернуло! А вот собственный напарник помогать Феттелю не спешил, более того, Кими заметно сдерживал Себастьяна. Райкконен постоянно жаловался команде на провалы крутящего момента на выходе из поворотов. Отношения между двумя напарниками в Скудерии сложились довольно теплые, возможно, поэтому Феттель долго не решался на обгон. Но на 20-ом круге терпение Себа лопнуло, он прошел Кими, а спустя всего два круга и Даниэля Риккардо! 4-х кратный чемпион мира был как акула, которая не только почувствовала запах крови, но и успела уже проглотить парочку жертв. Феттель догнал Ферстаппена, но «проглотить» не успел. К тому моменту Макс «убил» свои слики, ошибся и без борьбы пропустил Себастьяна. Вот так, на 28м круге была решена судьба подиума. Хэмильтон имел достаточный отрыв, для того, чтоб уверенно контролировать ход гонки. Попутно англичанин заработал третий в карьере «большой шлем» (победа в квалификации, гонке, быстрейший круг и все круги лидирования).
Обычно гонки, где пилот собирает эти четыре «ачивки» получаются очень скучными, но только не Гран При Китая 2017 года. Просто в этот раз Mersedes’ам повезло с выездом автомобиля безопасности на 4-ом круге. Также можно сказать, что две недели назад повезло и Ferrari, когда Хэмильтон застрял за Максом Ферстаппеном. Так что по везению счет равный – 1:1. То же самое можно сказать про положение в личном зачете – у двух лидеров по 43 очка.

Лучшим из остальных в этот раз стал Карлос Сайнс. Молодой испанец взял на себя колоссальную ответственность – он принял решение стартовать на сликах, единственным в пилитоне. Старт конечно был самой сложной задачей для испанца. Стартовая прямая все еще оставалась мокрой и я могу представить, как что-то кольнуло в груди у Карлоса, когда все 19 машин на старте уехали от него, как от стоячего. Toro Rosso испанца вылетала в первом же повороте, потом еще раз, и даже ударилась о барьер, но каким-то чудом избежала повреждений. Конечно, Карлосу повезло, что в Фаенце строят такие крепкие машины. И он справился с поставленной задачей, прогрел шины и на подсыхающей трассе был очень быстр. Дело в том, что когда трек высыхает, температура асфальта еще крайне низка, преимущество получает тот, кто успел лучше прогреть шины. Если бы не два автомобиля безопасности Карлос мог даже возглавить гонку! Конечно, не надолго и результат в итоге был бы таким-же, ибо конкурировать с болидами трех топ-команд пока не под силу никому.

И снова двойной финиш в очках для Force India! Как написали на официальном Instagram’е команды: 100% финишей в очках в этом году. Таким достижением могут похвастаться только Mercedes и Ferrari – команды совсем другого масштаба. Очевидно, результат мог быть и лучше, но команда явно напутала с тактикой. Поздние остановки Окона и Переса (особенно Переса) подсказывают нам, что их могло и не быть. Окон пытался проехать почти всю дистанцию гонки на одном комплекте Soft, однако, за 14 кругов до финиша, был вынужден отправиться в боксы за свежим Super Soft’ом. План Переса отличался — «Чеко» должен был проехать дистанцию на двух комплектах Super Soft. Но и он не сработал – всего за 7 кругов до финиша Серхио пришлось посетить боксы еще раз.
Две Force India пропустили Кэвина Магнуссена на Haas’е – первые очки в сезоне для американской команды. Приятно видеть столь хорошую форму вчерашних дебютантов. Это всего второй сезон для подопечных Гюнтера Штайнера, и они продолжают творить чудеса. Да, не без помощи Ferrari, но лучше так, чем бесславно плестись в конце пелетона, как это часто бывает с новыми командами.

Гран При Китая так и не дал ответов на все вопросы, но ждать прийдеться недолго – в эти выходные на трассе Сахир пройдет Гран При Бахрейна. И, между прочим, первый раз в истории этой трассы, гонка пройдет вечером при искусственном освещении — не пропустите!
Результаты гонки:
Личный зачет:
Позиция | Пилот | Страна | Команда | Очки |
1 | С.Феттель | GER | Ferrari | 43 |
2 | Л.Хэмилтон | GBR | Mercedes | 43 |
3 | М.Ферстаппен | NED | Red Bull | 25 |
4 | В. Боттас | FIN | Mercedes | 23 |
5 | К.Райкконен | FIN | Ferrari | 22 |
6 | Д.Риккардо | AUS | Red Bull | 12 |
7 | К.Сайнс | ESP | Toro Rosso | 10 |
8 | Ф. Масса | BRA | Williams | 8 |
9 | C.Перес | MEX | Force India | 8 |
10 | К.Магнуссен | DEN | Haas | 4 |
11 | Д. Квят | RUS | Toro Rosso | 2 |
12 | Э. Окон | FRA | Force India | 2 |
13 | Н.Хюлкенберг | GER | Renault | 0 |
14 | Р.Грожан | FRA | Haas | 0 |
15 | А.Джовинацци | ITA | Sauber | 0 |
16 | С. Вандорн | BEL | McLaren Honda | 0 |
17 | Д.Палмер | GBR | Renault | 0 |
18 | М.Эриксон | SWE | Sauber | 0 |
Кубок конструкторов:
Позиция | Команда | Двигатель | Очки |
1 | Mercedes AMG Petronas F1 Team | Mercedes | 66 |
2 | Scuderia Ferrari | Ferrari | 65 |
3 | Red Bull Racing Tag Heuer | Renault | 37 |
4 | Scuderia Toro Rosso | Renault | 12 |
5 | Sahara Force India F1 Team | Mercedes | 10 |
6 | Williams Martini Racing | Mercedes | 8 |
7 | Haas F1 Team | Ferrari | 4 |
8 | Renault | Renault | 0 |
9 | Sauber Ferrari | Ferrari 2016 | 0 |
10 | McLaren Honda | Honda | 0 |