30 апреля в Олимпийском парке города Сочи прошел четвертый в истории Гран При России (так уж совпало, что это четвертый Гран При в этом году).
Трасса в Сочи – не совсем стационарный автодром. Конечно асфальт и трибуны никто не демонтирует между гонками, но соревнования здесь проводят не часто. В календаре есть еще пара подобных гонок, это Гран При Австралии в Альберт Парке и Гран При Канады в Монреале.
Как правило, гонки здесь проходят не очень интересные – всему виной конфигурация трассы. На современных болидах Формулы 1 здесь крайне сложно обгонять. Не способствует обгонам и крайне скользкий асфальт – автодром используется редко и как следствие на асфальте практически нет «наката» из резины.
Впервые в этом году квалификацию выиграл не пилот Mercedes. А если копнуть еще глубже, то окажется что последний раз пилоты Mercedes упускали первое место аж на старте Гран При Монако 2016 года – почти год назад! Но тогда хотя бы второе место на старте принадлежало серебряным стрелам, в этот раз на первом ряду в полном составе красовались алые болиды Ferrari! Для «скудерии» это было повторением успеха Гран При Франции 2008 года – почти десять лет две красные машины не начинали гонку с первого ряда! Red Bull на этой трассе ничего не смог противопоставить двум лидерам, пилоты австрийской команды в субботу ехали примерно в одном темпе с Williams, Renault и Force India.
Как это часто бывает в Формуле 1, успех в субботу не гарантирует победы в воскресенье. Две Ferrari стартовали неважно, этим поспешил воспользоваться Валттери Боттас. Второй пилот Mercedes практически сразу обошел Кими Райкконена, а в первый поворот и вовсе зашел лидером, оставив позади первого номера Ferrari Себастьяна Феттеля. Позже, на послегоночной пресс-конференции немец раздосадовано заявит, что гонка была проиграна уже на старте. На самом деле это не совсем так. Старт гонки это всегда риск – некоторые отыгрывают позиции, другие проигрывают и это нормально.
А проиграли Ferrari гонку на первых 20-ти кругах. Феттель не мог поддерживать темп идущего впереди Mercedes и к 20-му кругу отстал на пять с половиной секунд. В этом году Ferrari лучше, чем Mercedes работает с мягкими составами резины. И судя по всему после 20-го круга резина на болиде Валттери начала сдавать и Себастьян начал отыгрываться. Но это уже не имело никакого смысла: стратеги на капитанском мостике Mercedes пристально следили за отрывом своего пилота и как только Ferrari Феттеля подъехала на опасные две секунды, тут же позвали своего пилота в боксы за комплектом свежей резины, лишив тем самым соперников возможности провести более ранний пит-стоп.
Итальянцам ничего не оставалось, как попросить своего пилота максимально долго оставаться на трассе надеясь, что после пит-стопа Боттас попадет в трафик (как это случилось с Хэмильтоном в Австралии). Однако план не сработал, на свежей резине Боттас сразу смог поехать достаточно быстро, что гарантировало ему первое место после остановки в боксах двух Ferrari.

После своего пит-стопа на 35-м круге Себастьян уверенно догонял Боттаса, но на дистанцию атаки так и не вышел. Таким образом Валттери Ботас одержал свою первую победу в Формуле 1! 27-летний финн проявил настоящее скандинавское хладнокровие, когда к нему приближался 4-х кратный чемпион мира на Ferrari. А также справился с сумасшедшим прессингом, когда на 39-м круге чуть ошибся на торможении «оквадратив» свои передние колеса и продолжил атаковать в полную силу. И он довел гонку до победного конца! Расчет Mercedes оправдался: именно благодаря этим качествам Боттаса и взяли в чемпионскую команду, когда неожиданно освободилось место после ухода Нико Росберга. Пожалуй, если Валттери будет выступать на таком уровне весь сезон, Тото Вольфф охотно продлит с ним контракт, подписанный пока на один год.
А вот для лидера Mercedes гонка оказалась сплошным мучением. Льюис Хэмильтон весь «уик-энд» был медленнее своего напарника. Британец никак не мог найти нужные настройки, не помогал и скользкий асфальт Сочинского автодрома и, как результат, машина сильно скользила на втором и третьем секторе трассы. По ходу гонки режиссер трансляции очень часто выводил в эфир переговоры Льюиса со своим гоночным инженером. Хэмильтон просто не мог понять, что творится с его машиной и почему таких проблем нет у Боттаса. Что ж, такие гонки случаться в карьере любого гонщика. Важно, что когда Льюиса все устраивает в машине – он практически непобедим и очень интересно посмотреть, что сможет противопоставить ему Валттери Боттас в таких условиях. Нико Росберг, например, завершил карьеру потому что понимал, второй шанс одолеть напарника вряд ли представится.
По ходу обзоров мы крайне редко упоминаем представителей Williams. Это потому что команда выступает в собственной лиге: она откровенно слабее трех топ-команд, но пока-что превосходит в темпе остальные. Так было и в этот раз, Фелиппе Масса уверенно занимал шестую позицию, как на 42 круге заехал на неплановую остановку в боксы, медленный прокол испортил бразильцу гонку.
Уже привычно наблюдать в первой десятке обе машины Force India(четвертый раз подряд). Да и Нико Хюлькенберг, похоже, оформил там себе постоянную прописку. В таких условиях набирать очки представителям остальных команд становится очень проблематично. В этот раз это удалось только Карлосу Сайнсу младшему из Toro Rosso.

Гран При России порадовал интригой в борьбе за победу до самого последнего круга. Но в остальном гонка прошла достаточно скучно, после первого круга не было не единого обгона. Автор этих строк даже не может вспомнить, когда подобное происходило в последний раз. Любители статистики утверждают, что это всего четвертый Гран При за шести десяти двух летнюю историю больших призов.
Следующая гонка пройдет в Испании, на трассе в Барселоне, 14 мая. К сожалению, с обгонами там дела обстоят ненамного лучше. Но своя интрига тоже имеется, дело в том, что это первый европейский Гран При сезона, на который команды привозят огромное количество обновлений. Именно в Барселоне станет понятна окончательная расстановка сил в чемпионате. Сможет ли Red Bull вклиниться в борьбу двух лидеров чемпионата? Решат ли проблему с гоночным темпом в Renault? Сможет ли McLaren финишировать хотя бы в одной в гонке двумя машинами? J Ответы на эти и другие вопросы мы надеемся получить совсем скоро.
Результаты гонки:
Личный зачет:
Позиция | Пилот | Страна | Команда | Очки |
1 | С. Феттель | GER | Ferrari | 86 |
2 | Л. Хэмилтон | GBR | Mercedes | 73 |
3 | В. Боттас | FIN | Mercedes | 63 |
4 | К. Райкконен | FIN | Ferrari | 49 |
5 | М. Ферстаппен | NED | Red Bull | 35 |
6 | Д. Риккардо | AUS | Red Bull | 22 |
7 | C. Перес | MEX | Force India | 22 |
8 | Ф. Масса | BRA | Williams | 18 |
9 | К. Сайнс | ESP | Toro Rosso | 11 |
10 | Э.Окон | FRA | Force India | 9 |
11 | Н. Хюлкенберг | GER | Renault | 6 |
12 | Р. Грожан | FRA | Haas | 4 |
13 | К. Магнуссен | DEN | Haas | 4 |
14 | Д. Квят | RUS | Toro Rosso | 2 |
Кубок конструкторов:
Позиция | Команда | Двигатель | Очки |
1 | Mercedes AMG Petronas F1 Team | Mercedes | 136 |
2 | Scuderia Ferrari | Ferrari | 135 |
3 | Red Bull Racing Tag Heuer | Renault | 57 |
4 | Sahara Force India F1 Team | Mercedes | 31 |
5 | Williams Martini Racing | Mercedes | 18 |
6 | Scuderia Toro Rosso | Renault | 13 |
7 | Haas F1 Team | Ferrari | 8 |
8 | Renault | Renault | 6 |
9 | Sauber Ferrari | Ferrari 2016 | 0 |
10 | McLaren Honda | Honda | 0 |