25 июня в Азербайджане прошел восьмой этап чемпионата мира. Городская трасса в Баку всего второй раз принимает этап королевских автогонок. Официальное название Гран При Азербайджана вообще использовалось впервые. Городские трассы в Формуле 1 редкость, так как гонки на них часто выходят скучными, но трасса в Баку стала приятным исключением. Уникальная двухкилометровая прямая, сложные торможения и самое узкое в чемпионате место – ширина трассы около семи метров в восьмом и девятом поворотах.
Прогреть шины и тормоза после длинной прямой оказалось непросто. В пятницу пилоты все как один ошиблась на торможениях. Обошлось без серьезных аварий, во многих поворотах есть страхующие «карманы». Но на практике Серхио Перес все-таки разбил машину, как раз в самом узком месте трассы, в связке восьмого и девятого поворота, огибающие старый замок.
Квалификация на этот раз не преподнесла сюрпризов, поул уверенно взял Льюис Хэмильтон – силовые установки Mercedes по-прежнему лучшие в чемпионате. Второй ряд заняли пилоты Ferrari, но Red Bull и Force India уступили им совсем немного. Вообще в первой десятке шесть машин были с силовыми установками Mercedes, что лучше любых цифр подтверждает превосходство немецких силовых установок.
Старт для городской трассы прошел относительно спокойно. Разве что два финна столкнулись во втором повороте, казалось бы, испортив себе гонку. Стюарты признали случившееся гоночным инцидентом, машину Боттаса просто подкинуло на поребрике и дальше он уже ничего не мог сделать. Обломки от Ferrari Райконнена угодили в воздуховод тормозной системы Red Bull Даниэля Риккардо. После вынужденного пит-стопа Даниэль занимал семнадцатую позицию! В этот момент никто и представить себе не мог, что Даниэль и Вальтерри будут стоять на первых ступеньках подиума.
На двенадцатом круге отказала силовая установка на машине Макса Ферстаппена. И если бы не очередной потерянный подиум для молодого голландца он бы мог стать победителем гонки. После схода Даниила Квята на трассу выпустили Safety Car и это позволило Вальтерри Боттасу вернуться в один круг с лидером! Невероятно, но пилот, который проигрывал лидеру целый круг, финишировал вторым, в менее чем в четырех секунд от победителя!
Но самое интересное произошло на 19-ом круге. Из-за многочисленных обломков на трассу опять выпустили автомобиль безопасности, собрав пелотон, серебристый Mercedes покидал трассу. В этот момент лидер гонки отпускает Safety Car на достаточное расстояние, чтоб потом резко ускорится и не дать своим соперником возможности провести атаку на рестарте. Именно это делал лидирующий в тот момент Хэмильтон. Феттель, занимавший вторую позицию, не ожидал что Льюис замедлиться так сильно и врезался в идущий впереди Mercredes! После столкновения, немцу показалось что Хэмильтон нарочно сбросил скорость. Он поравнялся с машиной Хэмильтона и ударил Mercedes британца, теперь уже абсолютно осознанно. Этот маневр, безусловно еще долго будут вспоминать немцу вся авто гоночная общественность. Дело не в том, что так не ведут себя чемпионы мира, тем более четырехкратные. Дело в том, что в Формуле 1, в вершине автоспорта, один пилот осознанно ударил второго! Данные телеметрии свидетельствовали о том, что Льюис не тормозил перед столкновением, он просто не ускорился на выходе из поворота – но это его законное право, как лидера гонки на рестарте. Споры о том, надо было показать Феттелю черных флаг или нет, не утихают по сей день. Но 10 секундный штраф Stop & Go тоже серьезное наказание, которое гарантированно лишало немца победы. В конце концов обе машины не получили никаких повреждений от этого столкновения, так что, возможно черных флаг был бы слишком суровым наказанием. Особенно с точки зрения борьбы в чемпионате.
За происходящим в стане лидеров хаосом наблюдал Серхио Перес, который к тому времени комфортно расположился на третьей позиции. Как станет известно потом, эта позиция гарантировала победу в гонке! Переполненный эмоциями Феттель замешкался на рестарте, и его сразу атаковали Перес и Масса. Для Переса эта попытка обернулся катастрофой. Мексиканец не смог пройти Ferrari и тут же был атакован собственным напарником по Force India. Окон просто не оставил Пересу места на трассе, проще говоря «подрезал» его. Судьи оставили инцидент между напарниками без внимания, но в самой команде будут жесткие разбирательства по этому поводу. Два болида Force India претендовали не только на подиум, но и на победу! Такое столкновение недопустимо даже для пилотов топ-команд, для которых победы обычное дело, а для пилотов маленькой команды упущенная победа — это просто фиаско. Подопечным Виджея Мальи необходимо как можно быстрее уладить конфликт между своими пилотами. Начавшись в Канаде, он стоил им подиума, а в Азербайджане и вовсе победы!

Хэмильтон, Феттель, Ферстаппен, Масса, Перес, Окон – вот список пилотов, имевших реальные шансы на победу в разных фазах гонки. Поразительный калейдоскоп событий Гран При, не каждую дождевую гонку увидишь такое количество инцидентов и сходов!
Великолепной гонке — соответствующего победителя. После своего вынужденного пит-стопа Даниэль Риккардо занимал семнадцатую позицию, и мог надеяться разве что на 4-6 очков. Обилие аварий на трассе, пейс кары и конечно великолепные обгоны самого Даниэля принесли австралийцу пятую победу в карьере. Остановка гонки красными флагами, немного усложнили задачу Риккардо, так как в тот момент он единственный находился на Super Soft в группе лидеров.
Столько же драматичным путь на подиум был и для Вальтерри Боттаса. Финн вообще проигрывал лидеру целый круг, после своего столкновения с Райкконеном. Под конец гонки Вальтерри просто летел, Феттель попробовал было взвинтить темп, но на расстояние атаки так и не смог приблизиться. Вишенкой на торте для Боттаса стал его обгон, который он совершил на финишной прямой последнего круга!

Тройку лидеров замкнул, кто бы мог подумать — Лэнс Стролл. 18-ти летний дебютант невзрачно начал сезон. За рулем четвертой по скорости машины он смог заработать свои первые очки только две недели назад, в Канаде. Очевидно это добавило ему уверенности в собственных силах. Лэнс провел этот week end гораздо более увереннее, впервые опередив напарника в квалификации. Да по ходу самой гонки он не был заметен и не совершал ярких обгонов. Но он сделал главное, что от него требовалось – не совершал ошибок. Возможно, после подиума юный канадец еще больше поверит в свои силы и будет регулярно приезжать в очки?

Писать про девятое место Фернандо Алонсо и первые в этом году очки для McLaren Honda вроде бы и надо, но совсем не хочется. В славной истории британской команды 182 победы, а у испанского чемпиона их 32. Будем надеяться, что эти цифры еще будут расти.
McLaren подобно наркоману подсела на бесплатные силовые установки с финансовой поддержкой в 100 млн. долларов от Honda. И какими бы плохими не были японские двигатели, «соскочить с иглы» британцы просто не в состоянии. Отсюда и все громкие заявления в прессе о некомпетентности японских моторостроителей. Это попытка McLaren надавить на руководство Honda с целью хоть как-то улучшить сложившуюся ситуацию. Я очень удивлюсь, если McLaren расстанется с Honda в этом году, ведь идти британцам просто некуда. Вернуться к Mercedes конечно можно, вот только чемпионаты с двигателем Mercedes выигрывает только одна команда – заводская. И пока у штутгардского концерна она есть, все остальные будут получить почти такие же силовые установки, но с немного подкорректированным программным обеспечением. Такой себе чип-тюнинг в мире Формулы 1.
Следующая гонка пройдет 9 июля в Австрии на Red Bull Ring. Третья подряд трасса в чемпионате, которая очень требовательна к мощности двигателя. Помнится, в Red Bull утверждали, что на этих трассах их ждут большие проблемы. Волею судьбы они победили на одной из них. А если Хэмильтон и Феттель вновь окажутся на трассе рядом, то у команды из Милтон-Кинc может появится еще один шанс.
Результаты гонки
Личный зачет
Позиция | Пилот | Страна | Команда | Очки |
1 | С. Феттель | GER | Ferrari | 153 |
2 | Л. Хэмилтон | GBR | Mercedes | 139 |
3 | В. Боттас | FIN | Mercedes | 111 |
4 | Д. Риккардо | AUS | Red Bull | 92 |
5 | К. Райкконен | FIN | Ferrari | 73 |
6 | М. Ферстаппен | NED | Red Bull | 45 |
7 | C. Перес | MEX | Force India | 44 |
8 | Э.Окон | FRA | Force India | 35 |
9 | К. Сайнс | ESP | Toro Rosso | 29 |
10 | Ф. Масса | BRA | Williams | 20 |
11 | Н. Хюлкенберг | GER | Renault | 18 |
12 | Л. Стролл | CAN | Williams | 17 |
13 | К. Магнуссен | DEN | Haas | 11 |
14 | Р. Грожан | FRA | Haas | 10 |
15 | П. Верляйн | GER | Sauber Ferrari | 5 |
16 | Д. Квят | RUS | Toro Rosso | 4 |
17 | Ф. Алонсо | ESP | McLaren Honda | 2 |
Кубок конструкторов
Позиция | Команда | Двигатель | Очки |
1 | Mercedes AMG Petronas F1 Team | Mercedes | 250 |
2 | Scuderia Ferrari | Ferrari | 226 |
3 | Red Bull Racing Tag Heuer | Renault | 137 |
4 | Sahara Force India F1 Team | Mercedes | 79 |
5 | Williams Martini Racing | Mercedes | 37 |
6 | Scuderia Toro Rosso | Renault | 33 |
7 | Haas F1 Team | Ferrari | 21 |
8 | Renault | Renault | 18 |
9 | Sauber Ferrari | Ferrari 2016 | 5 |
10 | McLaren Honda | Honda |
2 |