Феофания #намаксималках — 24 hours of LeMans 2018

Феофания #намаксималках — 24 hours of LeMans 2018

ПОДЕЛИТЬСЯ
Понаехали

Мало кто знает, но в Киеве есть трек, который находится в лесу и готов принять любителей быстрой езды практически 24\7. (зависит лишь от вашей коммуникабельности и платёжеспособности — то есть возможности получить разрешение на въезд у охраны). Почти каждый день сюда приезжают местные petrolhead’ы в поисках толики «гоночного счастья» и возможно даже адреналина. Ту

т собираются на тренировки дрифтеры, тайм-атакеры, ребята тренируются перед любительскими ралли, есть даже мото и автошкола… А схема трека позволяет ездить множество разных конфигураций!
Сейчас читатель скорее всего уже проглотил магию слова и представляет себе огромный комплекс и просто таки рай для автомобилиста! Но по факту речь идёт о задрыпанном огрызке связанного в 500-метровое кольцо асфальта, который видел еще наверное молодого Ельцина. Всё это обнесли прогулочной дорожкой, а потом оно еще и обильно заросло растительностью. Единственное что пошло в ногу со временем в этом страшном сне Германа Тильке, так это название — Feofania Ring.
Но давайте продолжим поток фантазий. Даже если вам выпал столь неудачный билет на лотерее жизни и пришлось видеть это место воочию…

Феофания Ring во всей красе
Феофания Ring во всей красе

Представьте себя идущим по алее в парке. Вместо «запиленной» девятки и ржавой BMW E30 мимо вас проезжает Porsche 911 GT3 RS, а за ним его друг на Ferrari 488 GTB. Вы поворачиваете голову в сторону парковки, а там… Нет, там все еще нету ржавой Е30 и разорваных о местные бровки Ниссанов SX, вперемешку с несчастными EVO и доходяжными WRX. Вашему взору предстает автопарк присущий парковкам у дорогих заведений: несколько 911х, парочка возрастных и не очень Ferrari, Jaguar F-type, Range Rover Sport SVR, Audi RS6. Вот только все они стоят рядом с палатками. А это лишь первый взгляд в одном направлении и на одной из десятков парковок. В ожидании подвоха вы поворачиваетесь в другую сторону, но кардинально ничего не меняется. Вон стоит новенький Aston Martin Vantage, рядом с ним Vanquish постарше, парочка транспортёров и vito разукрашенных в оранжево-голуюую ливрею Gulf, BMW 340i F31 с кучей сочных аддонов, Porsche Panamera (обязательно универсал; все последние панамеры тут исключительно универсалы!), Caterham, KTM… Чуть дальше замечаете компашку из 5 McLaren стоящих в ряд. И все они по прежнему рядом с палатками, либо же домами на колёсах.

camping_488_gt3

camping_ferpor

Audi RS6 - самый универсальный солдат на стероидах
Audi RS6 — самый универсальный солдат на стероидах
Интересно, на всю Украину наберется больше маков чем в этом кадре?
Интересно, на всю Украину наберется больше маков чем в этом кадре?

Теперь добавим в фантазию звука:
Под весь этот приятный вижуал вы не слушаете, как школьники пытаются закрутить свои Honda Civic за рамки отсечки в 9000 об/мин. При этом конечно же на прямотоке… Тут ваши уши ласкают творения лидеров мирового автоспорта. Каждая нотка рёва мотора несёт послание, что это венец инженерной мысли того или иного автопроизводителя. Где-то слева слышно как понижается Chevrolet Corvette, а правое ухо до боли атакует ускоряющийся после шпильки Porsche 911 RSR.

И вот на этой ноте добро пожаловать на невероятный ивент — 24 часа ЛеМана!
Признаюсь честно — ранее я довольно скептично относился к этой гонке на выносливость. Мне она казалось просто очередным пафосным событием в мире автоспорта, на ряду с этапом Formula 1 в Монако. То есть ты сразу знаешь что шансы на интересную гонку стремятся к нулю. А шумиха вокруг — невероятная.
Как же я ошибался… Забегая на перёд скажу что я остался под очень сильными впечатлениями от сего мероприятия.
Шарм 24 часовой гонки в ЛеМане вовсе не в гонке (хотя это было и предполагаемо). А в чумовой атмосфере. Тут всё «забродило» так, как это происходит с лучшими винами мира сего. Отличная почва, климат, солнце, воздух, сорт винограда + изюминка винодела… Только в аспекте ЛеМана это в первую очередь трек и его история. (я не буду ее рассказывать, так как всё можно вычитать на wiki). Следующий важнейший ингредиент — расположение: так как это Франция, то сюда без проблем съезжается на авто вся Европа. Автомобилей каких стран я только не видел. И больше всего после французов, пожалуй британцев. Дальше конечно же организация и размах. За многие годы тут всё вышколено практически до идеала. Я даже не знаю к чему придраться. Ну а секретный ингредиент естественно люди, которые сюда приезжают.
Именно атмосфера, а точнее даже экосистема, ненавязчиво образуемая собравшимися тут «трушными» petrolhead’ами, даёт неповторимое «послевкусие».
Если вы думаете что вы самый ярый фанат, приверженец и владелец той или иной машины — я вас разочарую. Тут найдется кто-то «на голову выше». Если есть какая-то сверх редкая модификация того или иного авто, которой в пору стоять в музее — кто-то на ней точно своим ходом приедет в ЛеМан.

Jaguar E-Type в естественной среде обитания. Такое и в кино не часто увидишь
Jaguar E-Type в естественной среде обитания. Такое и в кино не часто увидишь
Вся суть происходящего тут в одном фото
Вся суть происходящего тут в одном фото
Палатка в стиле VW T1
Палатка в стиле VW T1

Все эти люди вокруг — они пропитаны культурой автомобилей и гонок насквозь! И что самое приятное у них есть чувство стиля и вкус к жизни. Особенно радуют дедушки на всяческих незаурядных «приправах». Которые по вау-эффекту дадут фору многим проектам нашего поколения миллениалов. При этом они остаются простыми. И все понимают зачем они тут собрались. Владельцу Астона или МакЛарена не зазорно жить 3 дня в маленькой палаточке, смотреть гонку сидя на траве и есть руками картоху, запивая пивом из пластика.

Прямо возле палатки сидит дедушка, попивающий пиво в 50 метрах от трека. А это его шикарная М6
Прямо возле палатки сидит дедушка, попивающий пиво в 50 метрах от трека. А это его шикарная М6
Попробуйте посчитать количество 911х в кадре
Попробуйте посчитать количество 911х в кадре

Хотя конечно не стоит отрицать тот факт, что и сама по себе инфраструктура трека Circuit de la Sarthe не предусматривает большой выбор. Тут всего 3-4 отеля… Небольшой городок прямо у трека, из домов на колёсах, для гонщиков и топ-менеджмента команд. И несчётное количество полей для кэмпинга/паркинга. Можно конечно организовать себе жилье непосредственно в городишке LeMans, недалеко от трека. Но я настоятельно рекомендую не идти таким путём. Ибо будет упущен один из самых сильных «эндорфинов» этой гонки…
На минутку вернёмся в нашу фантазию, с которой начинали. Представьте свои обыденные дела — проснуться, кофе, завтрак, душ, поход на работу и т.д. И наложите на это всё саундтрек 60 орущих трек-монстров. Практически 3е суток этот саундтрек не умолкает, а только делает лишь небольшие перерывы.

*Прогулки по территории трека «звучат» именно так*

Пожалуй я не преувеличу если скажу, что 30% всех эмоций от посещения этой гонки даёт именно звук. Во всём комплексе можно найти кучу телевизоров, огромных экранов и прочих мест чтобы смотреть трансляцию непосредственно на треке. Но НИГДЕ нету колонок. Они попросту не нужны. В 24 часах есть только один расклад, при котором не будет слышно звука моторов — когда весь пелетон собрался за Safety-car’ом и уехал в другой конец трека. А так зритель практически всегда окутан звуком. Особенно хорош Chevrolet Corvette. Его брутальный V8 вы будете слышать всегда… В какой бы точке трека не находились эти представители American muscle, их рёв будет щекотать ваши перепонки без пощады и остановки.

*Вот так проходит просмотр гонки если не бегать по треку*

Так же есть еще один звуковой эффект, который бы хотелось выделить отдельно — как понижаются машины LMP1/LMP2 класса, с моторами Gibson. Они не хрюкают-пукают как нынешние, серийные турбо-представители автопрома. Они просто разрывают пространство серией взрывов, при понижении. На всех видео, которые сделал сам и смотрел в интернете — эти хлопки слышно. Но их величественность передать невозможно. Когда целая «стая» из LMP-машин начинается оттормаживаться перед последней, двойной-шиканой — кажется что на небесах проснулся Зевс, а немцы начали очередной штурм Франции.

Пожалуй составлю свой личный звуковой-чарт:
1. Однозначно Corvette
2. Aston Martin Vantage старого образца (у него корветовский звук, но с оттопыреным мизинчиком)
3. LMP болиды с моторами Gibson
4. Porsche 911 RSR (когда порш сверлит ближе к отсечке, кажется что из ушей уже вот вот пойдёт кровь, но как же красиво поёт…)

Самый убогий звук явно был у победителей этого LeMans — Toyota Ganzoo Racing. Просто какой-то бесшумный элекропылесос. Очень надеюсь что нашим детям достанется не такой автоспорт…

Помимо «гоночного оркестра» не дадут вам заскучать и десятки всяческих «активитис», нацеленных на туристов. Тут и стенды автопроизводителей, с презентациями своих супер-каров, прототипов и просто интересных местному зеваке железных (точнее карбоновых) коней.

Довольно таки редкий, но столь желанный — 911R
Довольно таки редкий, но столь желанный — 911R
BMW показали серийную версию 8-й серии, в рамках 24 часов ЛеМана
BMW показали серийную версию 8-й серии, в рамках 24 часов ЛеМана
BMW M2 в полном пакете M-Performance - чертовски хороша
BMW M2 в полном пакете M-Performance — чертовски хороша
Заточенная под трек -Ferrari 488 Pista
Заточенная под трек -Ferrari 488 Pista
GT-прототип Toyota Supra
GT-прототип Toyota Supra

Стенды производителей шасси для LMP-болидов.

rebellion1

700 сильное сердце машин класса LMP1/LMP2: V образная восьмерка Gibson
700 сильное сердце машин класса LMP1/LMP2:
V образная восьмерка Gibson

Сувенирные лавки… Которые тут к слову из другого измерения. Мне хотелось купить там попросту всё! Разогрели мою «хотелку» невероятные картины в тематике гонок на выносливость. А добили магазины с масштабными моделями авто.

Безумно стильные и красивые картины художника Uli Ehret
Безумно стильные и красивые картины художника Uli Ehret

suvenir2

suvenir8suvenir10suvenir13

Не магазин, а попросту рай для моделистов
Не магазин, а попросту рай для моделистов

Ну и десятки прочих заманух в тематике всего мероприятия. Тут вам и тренировочный кокпит старого LMP-болида тойоты, в который все желающие могут залезть на время. Рядом с ним целый прототип, на котором попарно меняют колёса, так же на время.

Очередные желающие возяться с колёсами у в прошлом боевоей машины Toyota
Очередные желающие возяться с колёсами у в прошлом боевоей машины Toyota

И симуляторы… И симуляции проезда по треку с перегрузками. Никто не отменял и старый добрый картинг. (кстати трасса там прикольная, а сами карты убогие) В общем занятие на любой вкус и цвет! Чуть кстати не забыл самое главное развлечение публики — пиво. Ну разве могут быть гонки без пива? Ответ очевиден… Его тут выпивают наверное больше чем за год сжирают топлива все машины WEC-серии. И большую квоту этого достижения на себя берут конечно же бриты! Как я уже говорил ранее — в каких бы захалустьях трека вы не лазили, всегда будет слышно оба Корвета. А так же будет видно парочку британцев с бокалами хмельного! В добавок ко всему куча людей косплеит какие-то свои непонятные задумки. Бегая в костюмах то покемонов, то тевтонских рыцарей или же тематике mad-max.

Знатный костюмчик!
Знатный костюмчик!

В общем каждый тут наслаждается процессом по своему…
Я же хотел найти своё идеальное место для просмотра гонки. Понятное дело что телетрансляция даёт самый сильный охват происходящего. Ведь всё самое интересное вам преподносят на блюдечке режиссёры трансляции. Но мы же не приходим в автосалон полистать каталоги… Так я и набегал суммарно 70+ километров за 3 дня.

Геолокации за день пребывания на треке
Геолокации за день пребывания на треке

Хотя мой «входной-билет» и позволял целые сутки сидеть в hospitality команды Rebellion, или же в обзорном-lounge прямо над питлейном, попивая бесконечный запас пива и набивая себя закусками до «отсечки».

Вид из командного lounge'а
Вид из командного lounge

Я не поддавшись соблазну таки пощупал практически все обзорные места на треке. Должен подметить что доступ к какому либо визуальному контакту с трассой и происходящем на ней, есть только на 60% периметра (по моим прикидкам). Так как основной прямик, разбитый на 2 шиканы, практически не доступен для зрителей. На сколько я понял там есть только одна трибуна и на этом всё. Нижняя часть трассы даже не размечена на всяческих картах и схемах автодрома. Уверен что там есть куда приткнуть свой любопытный нос, но я за 3 дня на самую южную точку так и не дошел. Тем не менее все же знают что самый вкусный плод — конечно же запретный… Так попавшись на доброго маршала я проскользнул впритык к самому длинному прямику, а точнее к точке в 50 метрах от начала торможения.

Вид на миллион
Вид на миллион

Судя по трансляции LMP болиды пролетают это место на скорости 325-330 км/ч, а GTE-класс (911, Corvette, Vantage, 458 и т.д.) в свою очередь 290-300 км/ч.
Конечно же вы думаете мол автор какой-то «далёкий» и не знает что нынче каждый второй stage7-гольф и турбо-двенашка кума едет 300 не напрягаясь, на местном рулоне. Но как же сложно передать ощущения когда мимо тебя проносится пелетон, генерирующий колоссальную прижимную силу на такой скорости. В этот момент попросту гудит земля и трясутся зубы. Когда вся эта какофония звуков и воздушного давления обрушивается на тело — внутренний мальчишка, который когда-то с открытым ртом смотрел на фантики Turbo, испытывает щенячий восторг.

Не меньший восторг я испытал чудом просочившись на «парад-пилотов» перед гонкой. Когда весь пелетон выстраиваться на старт-финишной прямой, в соответствии с квалификационными местами. Хоть на этот парад и попадают далеко не все зрители, но любопытных товарищей набивается такое количество, что к гоночной технике приходится пробивается чуть ли не с боем. Благо с ростом у меня сложилось и я на всё могу посмотреть практически с высоты птичьего (пусть и бреющего) полета… А посмотреть тут есть на что. Уж тем более приехав со дна мирового автоспорта — стран СНГ.

Понаехали
Понаехали

В первую очередь конечно поражает количество карбона. Если отдать на разрыв в наши местные гаражи один из LMP-болидов, то хватит на полную заклейку всех жигулей в стране… А если продать с него еще и карбон-керамические тормозные диски, то ВВП страны вырастет в двое. Но шутки в сторону. Из углеродного волокна тут практически всё, на что хватает фантазии. Хотя к моему же удивлению на машинах класса GTE, задние тормоза — обычные железяки (если 350+ мм вентилируемый диск, который выдерживает 24 часа в нагрузке вовсе можно назвать обычным). Видимо регламент запрещает дорогие агрегаты/доработки для уменьшения затрат со стороны команд, таким образом привлекая всё больше участников.

Очень тяжелые тормоза. Но это не точно…
Очень тяжелые тормоза. Но это не точно…

Следующий аспект впечатления — аэродинамика. Она тут опять таки во всём. Куча диффузоров, канардов, сплитеров, воздуховодов, крылышек и прочего. До передних спойлеров болидов Formula 1 все еще далеко, но заднее оперение LMP-машин всё равно оказывает сильный прижимной эффект в первую очередь на нижнюю челюсть обозревателя.

Очень стильная и дорогая книжная полка
Очень стильная и дорогая книжная полка

aston_gte

Ну и конечно же «рабочие места» пилотов. Есть предположение что большую часть подготовки драйверов к таким гонкам, занимает ознакомление со всеми кнопками в кокпите 😀 Их просто не сосчитать. Пульт управления полётам NASA в миниатюре… Бросив взор внутрь любой из машин ощущения сродни тем, когда первый раз заходишь на криптовалютную биржу. Жаль только ни одной нормальной фотографии не получилось.
Еще хотел бы отметить насколько широченные GTE машины. При том что гражданский 911 GT3 RS и так чрезмерно широкий. Его кольцевой брат — 911 RSR заметно шире. А на середину Ford’а GT и вовсе редкая птица долетит. При этом LMP1/LMP2 оказались намного меньше ожидаемого. Смотря на них через экран телевизора они кажутся просто таки тягачами MAN со срезанной кабиной. Но по факту они чуть ли не в полтора раза меньше болида F1. А входное отверстие в него не больше чем погрузочное окно в стиральной машине…

Самый злой взгляд однозначно у 488 GTB
Самый злой взгляд однозначно у 488 GTB
Дверные проёмы LMP-машин меньше чем ноздри у BMW
Дверные проёмы LMP-машин меньше чем ноздри у BMW
Злая жаба 911-RSR
Злая жаба 911-RSR
А это злая свинка 911-RSR, победитель в классе GTE-PRO
А это злая свинка 911-RSR, победитель в классе GTE-PRO

В общем не благодарное это дело — передавать текстом эмоции, которые рождаются в совместной работе всех органов чувств одновременно. Вместо длительного послесловия я просто настоятельно порекомендую всем, кто получил хоть малейшую толику удовольствия от прочтения этой статьи — обязательно посетить 24 часовую гонку в ЛеМане. И не откладывайте в долгий ящик. С приходом гибридов и электрокаров шансы прикоснуться к эре ДВС-автоспорта тают так же быстро как ледники, которые эти гибриды и пришли спасать…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ